Досье: ВЕЛЕДЕРСКИЙ Константин Григорьевич – помощник начальника Томского ГО УНКВД по НСО СССР

Наработка материала на подозреваемого в причастности к убийству КАРАГОДИНА Степана Ивановича:

ВЕЛЕДЕРСКИЙ (ЭРДЕЛЕВСКИЙ) Константин (Исаак) Григорьевич – заместитель (до 27 июля 1937 года) начальника Томского ГО УНКВД по НСО СССР; лейтенант государственной безопасности СССР.

[наработка]

Специальное внимание: работа на Дальнем Востоке в 1920х.

ВЕЛЕДЕРСКИЙ (ЭРДЕЛЕВСКИЙ) Константин (Исаак) Григорьевич, 1898 г., евргей, уроженец г. Одесса, проживал в г. Томске по ул. Ленина, 39, помощник начальника Томского горотдела НКВД; лейтенант государственной безопасности СССР. Партийность: член ВКП(б) с марта 1917 года (“С апреля 1917 года — член РСДРП(б), в 1921 году исключён, кандидат в члены ВКП(б)”); в органах ВЧК-ОГПУ-НКВД с 1923 года.

Арестован в 1937 году (27.07.1937). Во время следственных действий (одного из допросов) совершил неудачную попытку побега и напал на своего следователя ДЕЕВА Ивана Петровича – оперуполномоченого 3-го отдела УНКВД по НСО СССР, практически завладел его оружием и чуть не задушил. Осужден (08.12.1937). Расстрелян (22.12.1937). Реабилитирован 10 февраля 1959 года.

Шел по расстрельному делу как японский агент (“харбинская операция“?)

Дело № П-2980 и № П-18254
в Архиве Управления ФСБ России по Томской области

(работаем над доступом)

[наработка]

ФОТОГРАФИИ


НАРАБОТКА

    • “С февраля 1937 года — начальник 1-го отделения ДТО НКВД Томской железной дороги, помощник начальника Томского горотдела НКВД.”
    • “В 1923 г. помощником начальника ИНФО ПримГО ГПУ был К. Г. Веледерский, активный разведчик, неоднократно выезжавший с секретными заданиями за кордон.” – А. Тепляков
    • “В конце 1937 г. в новосибирском управлении НКВД были случаи нападения арестованных на следователей. Бывший чекист и разведчик К. Г. Веледерский, не выдержав допросов со стороны молодого карьериста И. П. Деева (впоследствии доросшего до поста помначальника УМГБ по Красноярскому краю и Иркутской области), пытался выпрыгнуть в окно следовательского кабинета и бежать. Когда это не удалось, Веледерский набросился на следователя, желая его обезоружить. Здоровяк Деев, не в силах вырваться из объятий арестанта, заорал во всё горло, призывая на помощь. Из соседних кабинетов на помощь чекисту кинулись коллеги-контрразведчики, быстро скрутившие Веледерского. Среди них был и Карский…” – А. Тепляков
    • “[Арестованный] бывший разведчик в Маньчжурии и особист в Томске К. Г. Веледерский в ноябре 1937 г. попытался бежать из кабинета новосибирского УНКВД, а не сумев открыть окно, набросился на молодого и известного своей беспощадностью следователя И. П. Деева. Чуть не задушив и не обезоружив последнего, Веледерский был скручен чекистами, которые прибежали, услышав крики Деева.” – А. Тепляков

      ДЕЕВ Иван Петрович – оперуполномоченный 3 отдела (КРО) УНКВД по НСО ЗСК СССР.

  • “Веледерский Константин Григорьевич (Эрделевский Исаак; 1898 – 22 декабря 1937) – уроженец Одессы, еврей, член РСДРП(б) с апреля 1917 (исключался в 1921), в ОГПУ с С мая 1926 в Сибири: уполномоченный ЭКО полпредства ОГПУ, в середине 1933 – врио начальника Омского оперсектора ОГПУ, с февраля 1937 – начальник 1 отделения ДТО НКВД Томской железной дороги, помначальника Томского горотдела НКВД, исключѐн из ВКП(б) 31 октября 1937 как враг народа, расстрелян. Реабилитирован в 1957.” – А. Тепляков

 


ДОКУМЕНТЫ

<Документ №1>

СПРАВКА
Управления НКВД Западно-Сибирского края на арест помощника начальника Томского горотдела НКВД К. Г. ВЕЛЕДЕРСКОГО

27 июля 1937 г.
г. Новосибирск

УТВЕРЖДАЮ
нач. УНКВД по ЗСК комиссар госбезопасности 3 ранга

МИРОНОВ

Справка
об имеющихся материалах на пом. нач. Томского горотдела НКВД лейтенанта государственной безопасности ВЕЛЕДЕРСКОГО Константина Григорьевича

ВЕЛЕДЕРСКИЙ Константин Григорьевич, рождения 1898 года, уроженец г. Одессы, гр-н СССР, с 1903 по 1920 г. проживал в Маньчжурии и работал в качестве служащего английских фирм.

Работая переводчиком в английской фирме “Дени-Мотт-Диксей“, в 1917 г. ВЕЛЕДЕРСКИЙ пролез в партию РСДРП(б), где вел предательскую деятельность.

В 1925 г., работая в Омском оперсекторе ОГПУ, был связан с агентами одной иностранной разведки ФАЙБУШЕВИЧЕМ и МЕНЗЕЛЬ А.М.

[По] имеющимся в 3 отделе УНКВД по ЗСК материалом ВЕЛЕДЕРСКИЙ Константин Григорьевич изобличается как агент одной иностранной разведки.

Считаем необходимым ВЕЛЕДЕРСКОГО арестовать и привлечь к уголовной ответственности по ст. 58-1″а” и 58-6 УК РСФСР.

Вр. нач. 3 отдела УГБ УНКВД ЗСК
капитан госбезопасности (подпись) СКРИПКО

Вр. нач. 6 отделения 3 отдела
л-т госбезопасности (подпись) КОТРЯГИН

Источник: Архив УФСБ по Томской области. Д. П-2980. Л. 1.

Комментарий:

  • СКРИПКО, подписавший документ, скорее всего, это: СРИПКО Александр Семенович, 1904 г.р. – сотрудник 3-го отдела УНКВД по НСО СССР.

Фотографии участников события:

<Конец Документ №1>


<Документ №2>

РАПОРТ
оперуполномоченного 6 отделения 3 отдела УГБ Управления НКВД Новосибирской области Деева начальнику 3 отдела о происшествии во время допроса К. Г. ВЕЛЕДЕРСКОГО

21 ноября 1937 г.
г. Новосибирск

Доношу Вам, что 21 ноября 1937 г. в 11 часов утра, в комнате
No 95 на втором этаже находившийся у меня на допросе разоблачен- ный враг народа, агент японской разведки Веледерский К. Г. во время допроса быстро вскочил со стула на рядом стоящий стол и бросился к окну, пытаясь его разбить и убежать.

Я, не растерявшись, в свою очередь кинулся к окну, задержал Ве- ледерского и опрокинул его с подоконника на пол. Веледерский сразу же бросился к двери и защелкнул американский замок с тем, чтобы никто не мог войти в комнату. После этого набросился на меня с це- лью овладеть моим револьвером, находившимся в кобуре на ремне, правой рукой схватил меня за горло, а левой за мою правую руку и пытался при этом смять меня под себя.

Дважды мне от таких попыток удалось избавиться тем, что Веле- дерского оттолкнул от себя, а третий раз Веледерский набросился на меня со всей силой, схватившись со мной, свалил меня на пол. Я в это время крикнул о помощи. Веледерский одной рукой схватил меня за горло, а второй ухватился за кобуру с револьвером. Я продолжал оказывать ему сопротивление. В это время на помощь подоспели, услышав мой крик, сотрудники 3 отдела УГБ т. т. БЕЛКИН, ПАРФЕНОВ, КОННОВ, КАРСКИЙ и МАЛЫШЕВ, проникнув в комнату, сорвав замок. Веледерский в это время уже расстегивал кобуру и вытаскивал револьвер.

Вбежавшие в комнату названные товарищи стащили с меня Веле- дерского, а последний, видя прибывшую помощь, борьбу прекратил.

Оперуполномоченный 3 отдела
УГБ с-т Госбезопасности (подпись) ДЕЕВ

Источник: Архив УФСБ Томской области. Д. П-18254. Л.41-42.

Фотографии участников события:

<Конец Документ №2>


<Документ №3>

[Дополнительно смотри: разработка сотрудников следственного отдела УКГБ при СМ СССР по Томской области]

ИЗ ПРОТОКОЛА
допроса бывшего работника НКВД Н. С. Котрягина

2 августа 1957 г.
г. Новосибирск

Ст. следователь СО УКГБ при СМ СССР по Новосибирской области к-н Никульков допросил в качестве свидетеля

Котрягина Николая Степановича, 1901 г. р.,
русского, образование среднее, чл. КПСС, пенсионер[а].

[…] Веледерского до его ареста не знал. На основании каких мате- риалов был арестован Веледерский мне неизвестно. Были ли какие материалы в отношении Веледерского, кроме отношения отдела кадров, которое имеется в деле, я не помню. Постановление об избрании меры пресечения и предъявления обвинения Веледерскому, справка на его арест были составлены нач. отделения Печенкиным, а я подписал его по его указанию. Он мне сказал, что все материалы находятся у него и что он их мне передаст. Через некоторое время он мне передал заключение отдела кадров от 11 июля 1937 г. и ознакомил с оперативными материалами на Веледерского. Что было в тех материалах я не помню.

На первом допросе Веледерский мне сказал, что руководство НКВД сводит с ним личные счеты. Причину личных счетов он мне не объяснил. После такого заявления Веледерского я ходил к секретарю парткома УНКВД и информировал его о заявлении Веледерского. Фамилию секретаря я не помню. Он мне сказал, что если я не хочу сесть на место Веледерского, то должен идти и заниматься своей работой. Веледерский “им” якобы известен.

Затем дело Веледерского было передано Дееву, который работал заместителем нач. отделения и которому я подчинялся по службе […] Примерно в 2.30 ночи Деев вызвал меня к себе в кабинет […] Веледерский стоял в углу. В кабинете Деева находился часовой (фамилию его я не помню). С нашим приходом часовой ушел. Деев задавал Веледерскому вопросы, формулировал его ответы (со слов Веледерского). В моем присутствии Веледерский простоял часа два. С какого времени Деев его допрашивал, я не знаю. Веледерского допрашивали тогда до утра, часов до восьми. По моему предложению Деев разрешил ему сесть. Когда Веледерский сел, то он заплакал.

Насколько я помню, Веледерского Деев в моем присутствии допрашивал два раза. Один раз ночью и один раз днем. Оба допроса оформлены протоколом. Почему в предъявленном мне деле имеется лишь один протокол, который я писал по указанию Деева, я не знаю. Кто заканчивал дело по обвинению Веледерского, я сказать не могу.

Не помню от кого из сотрудников я слышал, что Веледерского допрашивал кто-то из руководящих работников в Управлении НКВД и что Веледерского на том допросе сильно избили. Насколько это соответствует действительности я сказать не могу […]

Источник: Архив УФСБ по Томской области. Д.П-2980. Л.200-203.

<Конец Документ №3>


ДОПОЛНИТЕЛЬНО УЧЕСТЬ

Учесть схожесть с судьбой:

[наработка]


Сбор материала продолжается. Содержание данного раздела будет обновляться. Всем кто располагает какой-либо информацией в отношении означенного лица, просьба – связаться с нами.

Последнее обновление: Среда, 15 июля, 2020 в 05:36


Решаемая задача [ сейчас ] – поднятие из российских архивов данных сотрудников НКВД и политического руководства СССР, принимавших участие в массовых убийствах 1937-1938 годов.

Помогите нам продолжать работу в экстремально сложных условиях современной России