Вопрос количества расстрельных актов за 21 января 1938 года в Томской тюрьме №3 тюремного отдела УНКВД по НСО ЗСК СССР

Значит актов расстрела за 21 января 1938 года в Томской тюрьме №3 тюремного отдела УНКВД по НСО ЗСК СССР (день и место убийства КАРАГОДИНА Степана Ивановича) точно больше чем 2.

Изначально мы так и полагали, что их больше чем 2… Но при получении “нашего” на 36 человек решили, что “второй” (в случае его выявления) “закроет” остальных (т.к. в это день по нашим рабочим данным всего в тюрьме было убито не менее 64 человек)… Однако оказалось, что второй выявленный акт всего на 6 человек, следовательно остальные акты могут быть такие же “мелкие” (например несколько актов по 6-10 человек и т.п.).

Любопытно также отследить и галочки.

“Наш” акт – Приказание УНКВД по НСО ЗСК СССР Томскому Горотделу НКВД произвести казни. Приказ: 159 / 814 от 13 января 1938 года. Лист 2 из 3.

В нашем акте рядом одной из фамилий стоит галочка. В “обычном режиме” у фамилий действительно часто стоят галочки (или пометы), точнее две (но бывает и три): первая – это фиксация убийства (или вызова), вторая контроль убийства. Ставились непосредственными исполнителями.

В “нашем” акте галочка одна… Стоит она у номера 22 в списке – “ПОЛИЩУК Иван Еремеевич, 1906 г.р.”.

Изначально мы предположили, что это связано с тем, что актов было несколько, и “наша” одиночная галочка в нашем случае означает, что именно этот конкретный акт исполнен и что существуют ещё акты этого дня.

Вероятно работа по убийствам была рутинной (в нагрузочно-потоковом смысле), поэтому – галочка на акте (раз их уже сейчас, как выяснилось, было больше чем 2) – рутинная отчетная формальность (просто чтобы не запутаться при выполнении убийств).

Второй акт расстрела от 21 января 1938 года – Томская тюрьма №3 тюремного отдела УНКВД НСО по ЗСК СССР. Расстрелян МИТИН Юрий Георгиевич. Приказание о расстреле (сам акт на обороте).

С другой стороны, если актов было по 2-е копии (как и следует из нормативного предписания), а возможно даже и три, то изначальный (расстрельный) остался в региональном архиве – Томском горотделе УНКВД по НСО ЗСК СССР (архив УФСБ России по Томской области {к настоящему дню нами не подтверждено}), а два отчетных ушли наверх – в Новосибирск (достоверно выявлено) и, возможно, в Москву (в центральный архив). Полученный нами акт – Новосибирский (отчетный); вероятно на нем просто отставлена отчетная галочка о выполнении акта, “оригинальный” же “двугалочный” – в Томске (или ином месте). Хотя… Это лишь рабочая версия.

В данном ключе особую роль приобретает важность так называемого личного “тюремного” дела (не путать с архивно-следственным); доступ к которому нам сейчас необходим и которого мы добиваемся (запрос – 1 , запрос – 2, будет и больше).

Отрабатываем…


UPD [9 сентября 2017]. Дополнительно: Анализ расстрельных актов: временной лаг заполнения отчетности по убийствам Томским ГО УНКВД по НСО ЗСК СССР (на основе подписи палача ДЕНИСОВА Сергея Тимофеевича).

Последнее обновление: Суббота, 9 сентября, 2017 в 21:36