Осуществляя сбор сведений в отношении начальника 3-го Отдела Томского ГО НКВД лейтенанта Госбезопасности РОМАНОВУ А. А. – одного из прямых убийц КАРАГОДИНА С.И., нами была обнаружена потрясшая наше сознание информация. Мы решили вынести её, как говорится, в отдельное делопроизводство.
В ходе настоящего расследования нами было доподлено установлена вина РОМАНОВА в прямой причастности к убийству КАРАГОДИНА С.И.
Параллельно с этим, нами было установлено точное место проживания РОМАНОВА в городе Томске периода событий 1937-1938 годов. Однако дальше мы обнажили то, что повергло нас в шок! А именно то как именно РОМАНОВ А.А. стал занимать данную жилплощадь.
Оказывается тов. РОМАНОВ был следователем сфабриковавшим расстрельные уголовные дела на нескольких профессоров Томских вузов. В частности, на ВИШНЕВСКОГО Льва Александровича, 1887 г.р., уроженца города Москва, профессора кафедры внешней баллистики Томского государственного университета, директора НИИ ММ при Томском государственном университете.
Профессор был арестован 31 октября 1937 года.
По версии следственного дела РОМАНОВА, профессор ВИШНЕВСКИЙ был агентом германской разведки и совместно со совими академическими коллегами готовил секретное военное оружие для свержения большевистской власти. Оставим инкриминируемые профессору деяния без комментария, означим лишь только один факт – профессор ВИШНЕВСКИЙ умер во время проводимого РОМАНОВЫМ следствия (1938 год).
Во время ведения следствия РОМАНОВ несколько раз неформальной обстановке встречался в с дочерью ВИШНЕВСКОГО Надеждой. При этих встречах РОМАНОВ вел себя подчеркнуто вежливо и очень обходительно, уверял, что всё будет хорошо и, что во всем разберутся; сомнений в том, что ВИШИНСКИЙ не виновен у него нет. С удовольствием брал даже записки для ВИШНЕВСКОГО от дочери и передавал записки для дочери от ВИШНЕВСКОГО. А однажды даже передал Надежде личные наручные часы её отца.
Тем временем следствие шло своим ходом, а жизнь Томска своим. Пользуясь сложившейся ситуацией с арестом ВИШНЕВСКОГО, один из его то ли коллег, то ли академических соседей по дому, решил занять его жилые площади. Дочь ВИШНЕВСКОГО Надежда пожаловалась на это следователю РОМАНОВУ («ведь папа ни в чем не виноват и его скоро выпустят»). РОМАНОВ уверил Надежду, что всё будет в порядке и что все опасения по сохранности занимаемой ВИШНЕВСКИМИ жилой площади беспочвенны.
И в итоге…
РОМАНОВ сам въехал в квартиру профессора ВИШНЕВСКОГО!
Но, на этом дело не закончилось!
В наше распоряжение попал уникальный документ «Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину о «террористической» группе научных работников в Западно-Сибирском крае.», в котором означается та самая террористическая группа германских агентов, состоящих из академических работников Томских вузов, в числе которой находился и проф. ВИШНЕВСКИЙ. Единственная только деталь: спецсообщение датировано 19.04.1937, арест же профессора был произведён 31 октября 1937 года… Несоответствие лего объясняется тем, что спецсообщение – это санкция, а последующие аресты – это уже последствия. Однако, нам доподлинно известно, что ВИШНЕВСКИЙ проходил именно по этому делу.
Текст спецсообщения:
Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину о «террористической» группе научных работников в Западно-Сибирском крае.
19.04.1937
№ 56853
Совершенно секретноСЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ
Посылаю справку по делу вскрытой и ликвидированной в Западно-Сибирском крае фашистской террористической организации, возглавлявшейся профессором Томского индустриального института ГАЛАХОВЫМ Ф.В., состоявшей в организационной связи с троцкистско-зиновьевской террористической организацией, руководившейся МУРАЛОВЫМ.
Прошу санкционировать негласное рассмотрение дела по обвинению участников указанной организации Военной коллегией Верховного суда СССР с применением закона от 1 декабря 1934 года.
Народный комиссар внутренних дел Союза ССР ЕЖОВ
СПРАВКА
по делу ликвидировавшейся фашистско-террористической организации
в Западно-Сибирском крае, состоявшей в организационном блоке
с троцкистско-зиновьевской террористической организацией,
руководившейся МураловымВ процессе следствия по делу троцкистско-зиновьевской террористической организации в Западно-Сибирском крае вскрыта и ликвидирована террористическая организация в количестве 14 человек, возглавлявшаяся профессором Томского индустриального института Галаховым Ф.В.
Указанная организация ставила своей задачей свержение Советской власти и установление фашистской диктатуры в СССР. Основным своим методом борьбы с ВКП(б) и соввластью организация избрала террор против руководителей партии.
После убийства тов. Кирова организация на своих сборищах приняла решение о блоке с троцкистами и о контактировании своей террористической деятельности с троцкистской террористической организацией, существовавшей в г. Томске и возглавлявшейся террористами Кашкиным, Николаевым и Пышкиным (арестованы) [ПЫШКИН Виктор Александрович, 1904 г.р., аспирант ТПИ, член ВКП(б) с 1925 г., дело в АУФСБ № П-2966, расстрелян вместе с ОВСЯННИКОВ, ЧЕРЕПУХИН (двое последних не из Томска и института, просто вместе расстреляны) – KARAGODIN.ORG].
*Непосредственная связь с троцкистской организацией была установлена Галаховым через Кашкина в январе 1935 г. Тогда же Галахов получил заказ от Кашкина на изготовление разрывных снарядов для террористических целей троцкистской организации*.О создании блока троцкистской организации с фашистской и о заказе на изготовление разрывных снарядов Кашкин информировал руководителя троцкистского западно-сибирского центра троцкистов Муралова, которым его (Кашкина) действия были одобрены.
Эта организация, состоявшая преимущественно из научных работников Томского госуниверситета, индустриального института, работала над изобретением и применением утонченных способов террора, в частности беззвучного прибора, посредством которого можно было бы поражать на расстоянии снарядом типа иглы, отравленной ядом кураре.
Кроме того, организация использовала химическую лабораторию индустриального института для изготовления разрывных снарядов и отравляющих веществ для террористических целей…
АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 301. Л. 178—180. Подлинник. Машинопись. * Справка публикуется частично. На первом листе имеются рукописные пометы: «За. И. Сталин. За. Каганович. Молотов. Ворошилов». *—* подчеркнуто карандашом
Наши дни
На сегодняшний день [август 2012 года] (по даным Ханевича В.А.) дочь профессора ВИШНЕВСКОГО Надежда Львовна Вишневская (1913 г.р.) жива, живет в городе Томске (работала старшим преподавателем и доцентом на кафедре общей физики Томского политехнического университета).
Дочь профессора ВИШНЕВСКОГО Надежда Львовна Вишневская, 1914 г.р., скончалась в апреле 2011 года (в возрасте 97 лет) в городе Томске.
Информационное сообщение сайта «Центра документации новейшей истории Томской области» (ОГУ ЦДНИ ТО):
В возрасте 97 лет умерла Надежда Львовна Вишневская — последняя представительница рода Вишневских-Чаславских и хранительница двухвекового архива семьи. В 2005 г. она передала его часть в Центр документации… Ныне наследники, выполняя волю Надежды Львовны, передали оставшиеся документы в наш архив. Среди новых поступлений документы трех-четырех поколений, в т.ч. рукописный альбом пушкинского времени с акварелями и пожеланиями друзей, старинный семейный альбом смоленских помещиков Чаславских, переписка, а также пакет с документами, на котором рукой Надежды Львовны написано: «Бесценное». Оказалось, что это документы, связанные с репрессией в 1937 г. её отца. Лев Александрович Вишневский профессор Томского государственного университета, первый директор НИИ математики и механики, основатель томской школы баллистики погиб в застенках НКВД. Его дочь через всю жизнь пронесла боль утраты, пошла по стопам отца, окончив физико-математический факультет ТГУ. Много трудностей выпало ей в жизни в связи с клеймом «дочь врага народа». После реабилитации отца работала преподавателем в Томском политехническом институте, написала несколько очерков об отце, надиктовала воспоминания по истории семьи. Сейчас архив семьи Вишневских передан в сектор информационно поисковых систем и автоматизированных архивных технологий для систематизации и научного описания (исполнитель Анна Антонова), после чего станет доступен заинтересованным пользователям.
В 1989 году Надеждой Львовной была получена бумага из Прокуратуры Томской области в которой ей сообщалось, что её отец ни в чём не виновен.
В нулевые годы директор Томского мемориального музея истории политических репрессий «Следственная Тюрьма НКВД» господин Ханевич А.В. вместе с дочерью проф. ВИШНЕВСКОГО Надеждой Львовной пришел на приём к директору СФТИ ТГУ (месту работы ВИШНЕВСКОГО) с ходатайством о установлении на доме в котором проживал профессор мемориальной таблички. Однако директором СФТИ ТГУ было в этом отказано, главным аргументом в отказе стало «а вы докажите, что он там жил»….
И вот мы размышляем, а не доказать ли директору СФТИ ТГУ то что он (проф. ВИШНЕВСКИЙ) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО там жил.
Сделать это легко. Нужно написать официальный запрос в УФСБ России по Томской области на доступ к архивному уголовному делу в отношении ВИШНЕВСКОГО Л.И.; запросить официально заверенную ксерокопию анкеты арестованного в которой 100% содержатся данные о адресе проживания – неопровержимое доказательство.
Всем тем кто хочет помочь нам в этом – пожалуйста, свяжитесь с нами.
Последнее обновление: Вторник, 31 октября, 2023 в 22:43
Помогите расследованию продолжать работу в экстремально сложных условиях современной России
Любой комфортной для вас суммой: в ₽, $, € или криптовалюте — с Вашей поддержкой сделаем больше!