Это абсолютно невероятная и потрясающая история!
Дело в том, что 3 июня 2016 года ФСБ Томска незаконно заблокировало нам доступ к расстрельным актам, а 27 июня 2016 года этот человек (будучи расстреляным в 1938 году) «передал» нам сведения о том как и где мы можем их найти! Также выяснилось, что он не просто жил в 1937 году в Томске, но и был соседом КАРАГОДИНА Степана Ивановича – оба они проживали на улице Бакунина (дом 10 и дом 16).
Мы хотим, чтобы об этом человеке стало известно как можно большему количеству людей.
Знакомьтесь – Алексей Иванович Салихов – человек, своей трагической судьбой и гибелью, помогший установить место архивного хранения оригинальных актов расстрела!
БИОГРАФИЯ
Алексей Иванович Салихов родился в Москве в 1908 году.
В 1937 году (в возрасте 29 лет) находился в городе Томске и работал начальником Тимирязевского механизированного пункта Лесоперевалочной базы «Томлес».
«Трест «Томлес» создан в 1929 г., входил в систему Наркомата лесной промышленности СССР. Ликвидирован в 1933 г. На основании постановления СНК СССР № 1605 от 2 сентября 1936 г. создан Томский государственный лесопромышленный сырьевой союзного значения трест «Томлес». Находился в ведении Главзапсиблеса Наркомата лесной промышленности СССР <…> Руководил работой лесозаготовительных, лесоперевалочных, сплавных и деревообрабатывающих предприятий, сбытом лесопродукции.» – источник: ГАТО – Ф. Р-858 , 6765.
Проживал на ул. Бакунина, в доме номер 16 – т.е., по невероятному совпадению, в самом близком соседстве со Степаном Ивановичем КАРАГОДИНЫМ – ул. Бакунина, д. 10.
Вполне вероятно, что Алексей Иванович и Степан Иванович могли видеть друг друга, или даже быть знакомы. Улица Бакунина (см. карту расследования) существует в Томске и по сей день.
Даже сейчас она крайне небольшая, и каждый человек и дом на ней наперечёт. Что уж говорить о 1930х годах, когда «все друг друга знали» (ну, по крайней мере визуально жильцов своей улицы – абсолютно точно).
В ночь на 21 октября 1937 года Алексей Иванович был арестован сотрудниками Томского ГО УНКВД по НСО ЗСК СССР (арест произведен именно по адресу ул. Бакунина, д.16 [как и в случае с КАРАГОДИНЫМ Степаном Ивановичем]), этапирован [см. водители «черного воронка» Томского ГО НКВД] в город Новосибирск, где содержался под арестом несколько месяцев.
Состоял в партии, но был исключен из ВКП(б) с формулировкой «за связь с врагами народа». Важно отметить, что и начальником «Томлеса» Алексей Иванович стал после того как был арестован бывший его директор – МЕЩЕРЯКОВ – и обвинён в создании «право-троцкистской контр-революционной организации» (в частности и «следствие» в своём производстве, в том числе, ссылалось и на эту их «рабочую» связь).
4 июля 1938 года, решением новосибирского заседания Военной Коллегии Верхового Суда СССР (проведённого в закрытом режиме) [в порядке и руководствуясь постановлением ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года], Алексей Иванович был признан виновным по ст.ст. 58-7, 58-9 и 58-11 УК РСФСР и приговорён к высшей мере большевистской социальной защиты – расстрелу.
Расстрелян 5 июня 1938 года в городе Новосибирске, т.е. непосредственно сразу же на следующий день.
А чрез 20 лет – в апреле 1958 года – был полностью реабилитирован.
УБИЙЦЫСотрудники НКВД СССР, Прокуратуры СССР, члены Военной Коллегии Верховного суда СССР и члены ВКП(б), принявшие участие в убийстве Алексея Ивановича Салихова – в порядке постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года – [как минимум]:
- [представление на арест] РОМАНОВ Александр Александрович – начальник 3-го Отдела Томского ГО НКВД НСО СССР, лейтенант госбезопасности СССР.
- [виза на арест] ОВЧИННИКОВ Иван Васильевич – начальник Томского ГО НКВД НСО СССР, капитан госбезопасности СССР.
- [виза на арест] (прокурор Томска) (формально – это ПИЛЮШЕНКО, но виза подписана на 1-ом документе не им, но с указанием должности «томский прокурор»; возможно, его зам) – Прокур грода Томска СССР.
- [произвёл арест] ГАЛАКТИОНОВ Геннадий Васильевич – сотрудник Томского ГО УНКВД по НСО ЗСК СССР.
- [этапирование] Водитель и экспедитор ЗК «черного воронка» – сотрудники гаража Томского ГО УНКВД по НСО ЗСК СССР.
- [вынес меру пресечения об аресте] ПУЧКИН Иван Николаевич – начальник 4-го отделения Томского ГО УНКВД по НСО ЗСК СССР.
- [визировал арест и допрашивал] БЕРДОВ – пом. Опер. Уполн. 4 отдела Томского ГО УНКВД по НСО ЗСК СССР, сержант ГБ СССР.
- [допрашивал] САЛТЫКОВ Алексей Михайлович – кадровый сотрудник (оперуполномоченный) Томского ГО УНКВД по НСО ЗСК СССР.
- [присутстовал при допросе и визировал «признание»] ПИЛЮШЕНКО Николай Лаврентьевич – прокурор города Томска СССР. Член ВКП(б).
- [визировал допрос] АЛЕКСЕЕВ – помощник оперуполномоченного 4-го отдела Томского ГО УНКВД по НСО ЗСК СССР.
- [представил обвинение] БУЙНИЦКИЙ – о/ уполномоченный 4 Отдела УГБ УНКВД по Новосибирской области СССР, Мл. Лейтенант Государственной Безопасности СССР.
- [согласился] ПАСТАНОГОВ – Начальник 4 Отдела УГБ УНКВД по НСО ЗСК СССР, лейтенант Госбезопасности СССР.
- [утвердил] [исполнение приказа на убийство] МАЛЬЦЕВ Иван Александрович – заместитель начальника Управления НКВД по Новосибирской области, майора государственной безопасности СССР. Член ВКП(б).
- [утвердил представление + участие в приговоре см. ниже] ЛИПОВ – Прокурор при Гл. Военной Прокуратуре СССР, Военюрист 2 ранга СССР. Член ВКП(б).
- [приговорил][приказ на убийство] КАНДЫБИН Д.Я. – Бригвоенюрист СССР, председательствующий в Военной Коллегии Верховного суда Союза ССР, г. Новосибирск. Член ВКП(б).
- [приговорил] КИТИН И.Г. – Бригвоенюрист СССР, член Военной Коллегии Верховного суда Союза ССР, г. Новосибирск. Член ВКП(б).
- [приговорил] ЧУМАЛО Ф.С. – Военюрист 1 ранга, член Военной Коллегии Верховного суда Союза ССР, г. Новосибирск. Член ВКП(б).
- [приговорил] КОНДРАТЬЕВ И.В. – Военюрист 2 ранга СССР, член Военной Коллегии Верховного суда Союза ССР, г. Новосибирск. Член ВКП(б).
- [приговорил] ЛИПОВ – ГВП Военюрист 2 ранга СССР, член Военной Коллегии Верховного суда Союза ССР, г. Новосибирск. Член ВКП(б).
- [акт расстрела (справка, выписка из акта)] ШЕВЕЛЕВ – Начальник 12 отдела 1 спецотдела НКВД СССР, лейтенант Государственной безопасности СССР.
- [расстреляли] (число лиц около 4-6 человек) Расстрельная команда – 1) Начальник Новосибирской тюрьмы, мл. лейтенант государственной безопасности СССР – КОРНИЛЬЕВ Сергей Ильич; 2) Прокурор Главной Военной прокуратуры, военный юрист 2 ранга ЛИПОВ.
ФОТОГРАФИЯ
Невероятно, но сохранилась фотография, датируемая июнем 1937 года, на которой запечатлен Алексей Иванович со своими томскими коллегами по «Лесобазе на Черемошниках» (так подписана фотография).
К сожалению, кто все остальные люди на фото мы пока не знаем. Возможно, это те самые подследственные, проходившие в месте Алексеем Ивановичем по «его расстрельному делу» – сотрудники «Томлеса».
Внимание! Если кото-то на фото показался вам знаком, либо вы кого-то узнали – пожалуйста, свяжитесь с нами.
Постановление Президиума ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года (ставшее роковым в судьбе Алексея Ивановича Салихова):
«Постановление Президиума ЦИК Союза ССР 1 декабря 1934 г. было принято немедленно после убийства С.М. Кирова. Это событие стало толчком к постепенному развертыванию массового террора в СССР, в том числе против коммунистов. Чувствуя нарастание недовольства своей политикой в партии и обществе, Сталин решил использовать террор в качестве средства укрепления своей власти. Постановление ЦИК Союза ССР “О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик” ввело террор в рамки советского законодательства.» – источник
Сам документ:
НЕОЦЕНИМЫЙ ВКЛАД И ПОМОЩЬ НАШЕМУ РАССЛЕДОВАНИЮ
Как уже было упомянуто выше, своей трагической судьбой и гибелью, Алексей Иванович сделал для нашего расследования совершенно фантастическую вещь – благодаря ему нам стало известно место нахождения оригинальных актов расстрела!
Это крайне важно (и переоценить это невозможно), т.к. именно в них (в актах и фондах) содержатся сведения о тех сотрудниках НКВД, кто непосредственно участвовал в казни – убийстве КАРАГОДИНА Степана Ивановича и всех лиц проходящих по его расстрельному делу 1937 года.
Напомним, что 3 июня 2016 года, сотрудники УФСБ России по Томской области сделали всё, что от них зависит, чтобы не предоставить нам эту информацию.
Гримаса судьбы? Ирония? Справедливое возмездие? Или проведение? Трудно сказать, но факт остается фактом – человек, живший в 1937 году по соседству (в исключительной близости) – погибшей в Новосибирске всего на несколько месяцев позже Степана Ивановича и по точно таким же причинам (был репрессирован) – смог сделать для нашего общего дела – совершенно невероятную вещь – помочь нам!
И «сделал» он это в понедельник 27 июня 2016 года, в 18:49 по местному томскому времени. Это потрясающе и абсолютно невероятно!
Всё это на столько невероятно и потрясающе, что просто захватывает дух! И заставляет об очень многом задуматься.
Огромное спасибо!
– Денис Карагодин
Дополнительно
[обновление от 22 мая 2017 года]
Выявлена отчетная карточка члена ВКП(б) и Регистрационный бланк члена ВКП(б) САЛИХОВА Алексея Ивановича.
Дополнительные документы:
[27 ноября 2017 год]
Акт расстрела
Информация на странце будет обновляться.
Последнее обновление: Среда, 9 ноября, 2022 в 20:31
Помогите расследованию продолжать работу в экстремально сложных условиях современной России
Любой комфортной для вас суммой: в ₽, $, € или криптовалюте — с Вашей поддержкой сделаем больше!