ВОЛКОВ Андрей Матвеевич – массовый убийца (палач) – помощник начальника 3-го отдела УГБ УНКВД по НСО (ЗСК) СССР, – подозреваемый в причастности к убийству КАРАГОДИНА Степана Ивановича
15.07.2023 – обновлено! появилось больше данных – вносим!
UPD. 08.12.2017 [данные в полном объеме в наличии; идет обработка данных, по завершению всё будет опубликовано] (обновляется)
ВОЛКОВ Андрей Матвеевич – кадровый сотрудник УНКВД по НСО ЗСК СССР (помощник начальника 3-го отдела УНКВД по НСО ЗСК СССР), лейтенант государственной безопасности СССР.
[ наработка ]
Профиль
ВОЛКОВ Андрей Матвеевич, 1 мая 1905 г.р., из семьи печника.
Место рождения: Белорусская СССР (на момент рождения – Российская империя), Оршанский район, м. Копысь.
Национальность: Белорус.
Образование:
3 класса – Городского Высше-Начальное Училище в городе Хабаровск (школа всего 4-х классная) – с 1917 по 1920 год.
Политическая деятельность:
Член ВЛКСМ с 1921 года по 1931 год. Член ВКП(б), партстаж с 1931 года, принят в члены партии Томской парторганизацией. Партбилет № [изъятые данные – KARAGODIN.ORG].
Биографические сведения:
Работа:
[ наработка ]
ВОЛКОВ Андрей Матвеевич, член ВКП(б) с 1931 года, партбилет № 2114983. Родился в 1905 году в семье рабочего Оршанского округа. До 1920 года учился. С 1921 года по 1924 год в Народно-Добрвольческой армии, а затем в Красной армии, на Дальнем Востоке. С 1924 года по 1925 год в Финотделе агентом, с 1927 года по настоящее время в ОГПУ. Партвзысканий не имеет. На политвопросы ответил удовлетворительно. Считать проверенным – (чистка НКВД 1936 год).
Палач – принимал участие в расстрелах – как минимум в 1938 году в г. Кемерово (три акта = 86 человек).
Социальная сеть
Работа в Новосибирском НКВД в тесной (в том числе и дружеско-товарищеской) связи с БЕЙМАНОМ.
Цитата [источник] – замначальника Новосибирского НКВД МАЛЬЦЕВА, о связи БЕЙМАНА с ВОЛКОВЫМ (после аресте БЕЙМАНА):
“Традиции чекистов “что должен знать и делать один, не должен знать другой” – не выполняются. Объясняется это тем, что служебные взаимоотношения теряются во взаимоотношениях личных, грани стерлись. Это явление недопустимое. <…> Как дошел до жизни такой ВОЛКОВ – это сказались гнилые “товарищеские” взаимоотношения с БЕЙМАНОМ, он с ним сплелся, в результате БЕЙМАН получал сведения о ходе следствия по его же делу и по делу РАБИНОВИЧА [отец Фриды – жены БЕРМАНА – прм. KARAGODIN.ORG]. Здесь было прямое влияние БЕЙМАНА на ВОЛКОВА, поэтому ВОЛКОВ написал постановление о прекращении дела РАБИНОВИЧА <…> ВОЛКОВ выглядывает (так в документе – “выглядывает” – прим. KARAGODIN.ORG) неприглядно. Вы оказали услугу ВОЛКОВУ, вы хотели сохранить беймановское кодло, вы должны извлечь из этого урок, должны разграничить личные и служебные взаимоотношения. <…>”
ВОЛКОВ вел дело в отношении тестя БЕЙМАНА – РАБИНОВИЧА (судя по всему, спуская его на тормозах, после чело дело у него забрали и передали сначала СЕНАТОРОВУ, а после – БАСОВУ; после чего РАБИНОВИЧ сразу же во всем сознался).
Для прояснения
“ВОЛКОВ Андрей Матвеевич, бывший пом. нач. отделения 3 отдела УГБ УНКВД по Новосибирской области, лейтенант госбезопасности, приказом МГБ СССР № 4032 от 12 июля 1952 года исключен из списков личного состава в связи со смертью.” (11 мая 1955 год) – Архив УФСБ Томской области. Д. П-1273. Л.361-364. Подлинник. Рукопись.
Приказы
- Приказ МГБ СССР № 4032 от 12 июля 1952 – исключить из списков личного состава в связи со смертью.
- Волков Андрей Матвеевич младший лейтенант гб 22.03.1936 пр.№ 176 лейтенант гб 22.08.1937
Фотография
Особо важно
Цитата [1937-1938 гг. Операции НКВД-Из хроники большого террора на томской земле -Большакова А.В. 1937-1938 гг. Операции НКВД-Из хроники большого террора на томской земле — Водолей , 2006. — 233 c.ISBN 5-902312-69-8] (стр. 364-365):
“Вопрос: Из материалов дела видно, что 26 февраля 1938 года Вами было допрошено 10 обвиняемых и все они признали предъявленное им обвинение. Каким образом осуществлялся допрос этих обвиняемых?
Ответ: Допросы арестованных рядовыми следователями производились в соответствии с имеющейся схемой у представителя УНКВД по Новосибирской области ВОЛКОВА Андрея Матвеевича, возглавлявшего тогда следственную работу по этой линии в Нарымском Окротделе и начальника отделения КАЛИНИНА Николая Петровича. Последние давали следователям группы арестованных и схему, из которой усматривалось, кто из арестованных кого завербовал. Изредка давались протоколы вербовщиков, если таковые были, для использования при допросах. Допрос производился после вызова арестованного в служебный кабинет, где каждый арестованный давал показания. Получение признательных показаний о причастности к контрреволюционной организации не составляло никаких трудностей, так как последние были обеспечены активной внутрикамерной разработкой. Агентами являлись основные вербовщики. Допрос арестованных в пределах 7-8 человек в течение суток считался нормальным явлением.”
Родственники
- Установлены родственники – наша позиция по этому вопросу.
[документ]
<начало документа>
ВЫПИСКА ИЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ БЫВШИХ РАБОТНИКОВ УНКВД ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ
“11” января 1941 г.
ЗАМ. НАРОДНОГО КОМИССАРА ГОСУДАРСТВ. БЕЗОПАСНОСТИ
И. СЕРОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По материалам расследования о быв. работниках 3-го отдела УГБ УНКВД Новосибирской области: ИВАНОВЕ Ф.Н., ПЕЧЕНКИНЕ А.И., ВОЛКОВЕ А.Н. и ЧЕРЕПАНОВЕ П.А.
Из следственной части ГУГБ НКВД СССР поступили докладные записки прокурора Новосибирской области, адресованные прокурору Союза ССР и в Новосибирский обком ВКП(б) о том, что в УНКВД НСО в 1937–1938 гг. широко производились необоснованные аресты граждан, из которых потом искусственно создавались целые к-p формирования, а виновные в этом ИВАНОВ и другие не только не были наказаны, а, наоборот, продвигались по службе.
В связи с этим на место для расследования были командированы сотрудники ОСУ НКВД. Произведенным ими расследованием присланные материалы подтвердились и в значительной мере пополнились.
Установлено следующее:
3 отделом УГБ УНКВД НСО, нач. которого явился ИВАНОВ в период 1937–1938 гг., до момента опубликования постановления ЦК ВКП(б) и СНК, производились массовые необоснованные аресты граждан. Для этой цели использовались личные листки отдела кадров предприятий и учреждений, куда специально посылались оперработники. По усмотрению оперработников на “подозрительных лиц” составлялся общий список на арест, который подписывал начальник отдела ИВАНОВ или его заместитель ПЕЧЕНКИН и начальник отделения ВОЛКОВ.
Из арестованных таким порядком лиц искусственно создавались целые к-p формирования. А окраску группам арестованных и причастность их к к-р организации придумывали одновременно с подписанием списка на арест. Более того. В это же время выбирали по списку вербовщиков и к ним прикрепляли завербованных еще до производства арестов, оформляя это путем составления схем к-p связей лиц, проходящих по групповому делу.
Следствие велось преступным образом, а именно следователям заранее давались из составленных схем данные о том, кто кого из арестованных “завербовал”, давали типовой опросник и они, не спрашивая арестованного, писали об этом в протоколе допроса, а “практическую” к-p деятельность следователь вымышлял сам, вписывая поджоги, взрывы и т.п., которых, как установлено следствием, в действительности не было. Свидетели по групповым делам не допрашивались. В целях подписания вымышленных протоколов допроса производилась камерная обработка арестованных. Упорствовавших же держали на “стойке” до тех пор, пока не подписывали протоколы допроса.
Заявления арестованных на неправильные указания в документах на принадлежность к кулакам и офицерству не проверялись, что привело к тому, что много осуждено к ВМН и на разные сроки людей, не являвшихся социально-чуждыми. Кроме того, установлено, что на целые группы арестованных протоколы допроса написаны заранее от начала до конца, когда арестованных еще не было в г. Новосибирске.
В целях сокрытия от рядового оперсостава всей преступной оперативно-следственной работы, в 3 отделе УГБ было введено своеобразное “разделение труда”: одна часть оперработников подготовляла списки на арест граждан и составляла схемы к-p связей арестованных, другая часть вела следствие, третьи писали обвинительные заключения и докладывали дела на тройке.
А тех оперработников, которые начали сигнализировать в партийные органы о преступных методах в следственной работе или несогласных с этими методами, арестовывали и судили как врагов. Так, был арестован быв. сотрудник 3 отдела Сиблага САДОВСКИЙ [ВНИМАНИЕ! Не путать с прокурором САДКОВСКИЙ Станиславом Казимировичем – прим. KARAGODIN.ORG], написавший в ЦК ВКП(б) о преступных методах следствия, и он тройкой осужден к ВМН. Быв. зам. начальника ОО СибВО КОЛОМИЙЦ, занимавшийся проверкой сфальсифицированных дел и высказавший по ним свое противоположное мнение был осужден на 25 лет ИТЛ. В 1940 г. КОЛОМИЕЦ из- под стражи освобожден с прекращением дела.
…Проверкой группового дела на ПИЗЕЛЬ И.И., ВИНГЕЛЬС Ф.И. и других, всего 85человек, которое… велось 3-м отделом, установлено, что 70 человек, большинство из которых рабочие, служащие и крестьяне, приговорено к ВМН, а остальные приговорены на сроки. Дело прокуратурой опротестовано и направлено на пересмотр.
Такого же рода фальсификация обнаружена при проверке архивно-следственного дела No 360585 по обвинению БЕРВИНЕВА М.И. и др. (всего 58 человек), следствие по которому вела бригада ЧЕРЕПАНОВА, а обвинительное заключение подписали БАСОВ, ВОЛКОВ и ИВАНОВ.
Установлено, что на 20 человек из 58 всего проходящих по этому делу протоколы составлены в отсутствие арестованных, за несколько дней до прибытия из Колыванского района в тюрьму г. Новосибирска.
По следственному делу эти обвиняемые числятся допрошенными в г. Новосибирске 19 и 20 /ХП-37 г., а прибыли они в тюрьму No 1 г. Новосибирска только 22/ XII- 37 г.
Допрошенный УСТЮЖАНИН показал, что когда он:
“…стал вызывать арестованных… их не оказалось. Они были еще по месту их жительства в Колыванском районе… Я доложил Черепанову,ЧЕРЕПАНОВУ, он мне сказал, что давай пиши протоколы без их присутствия, увязывай согласно схемы связей…” Это обстоятельство подтверждает и ЧУЙКОВ, также писавший такие протоколы допроса…
На основании изложенного, –
ПОЛАГАЮ:
1. ИВАНОВА Ф.Н., ПЕЧЕНКИНА А.Н., ВОЛКОВА А.Н., ЧЕРЕПАНОВА В.А. за нарушение революционной законности и фальсификацию следствия арестовать и привлечь к уголовной ответственности.
2. О привлечении к ответственности… других быв. сотрудников 3-го отдела УГБ, занимавшихся фальсификацией и подлогом в следственной работе, рассмотреть в зависимости от результатов следствия по данному делу.
Ведение следствия по делу ИВАНОВА, ПЕЧЕНКИНА, ВОЛКОВА и ЧЕРЕПАНОВА поручить УНКГБ по Новосибирской области, куда после ареста этапировать ИВАНОВА Ф.Н. (из Москвы), ПЕЧЕНКИНА (из УНКГБ Куйбышевской области) и ЧЕРЕПАНОВА (из УНКГБ Алтайского края).
СЛЕДОВАТЕЛЬ ОСОБОЙ ИНСПЕКЦИИ ОК НКГБ СССР МЛ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕН. БЕЗОПАСНОСТИ
СОГЛАСНЫ :
ЗАМ. НАЧ. ОСОБОЙ ИНСПЕКЦИИ ОК НКГБ СССР МАЙОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НАЧАЛЬНИК ОСОБОЙ ИНСПЕКЦИИ ОК НКГБ СССР СТ. МАЙОР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(КАНИДОВ)
(РЕМИЗОВ)
(СТЕФАНОВ) “ “ января 1941 г. г. Москва
Источник: Архив УФСБ РФ по Новосибирской области. Д. No 18477. Т. 7. Л. 4–10
<конец документа>
Участие в массовых убийствах – расстрелах
В октябре 1938 года ВОЛКОВ принимал участие в расстрелах в г. Кемерово.
Три акта расстрела, всего было убито 86 человек.
- Расстрельный акт от 14 октября 1938 года – убито 12 человек; исполнители: ВОЛКОВ, ТРЫНДИН [ТРЫНДИН Валентин Григорьевич], ПОЧУФАРОВ, ЗАЙЦЕВ [ЗАЙЦЕВ Иван Дмитриевич]
- Расстрельный акт от 28 октября 1938 года – убито 54 человека; исполнители: ВОЛКОВ, ТЫНДИН [ТРЫНДИН Валентин Григорьевич], ПОЧУФАРОВ, ЗАЙЦЕВ [ЗАЙЦЕВ Иван Дмитриевич]
- Расстрельный акт от 28 октября 1938 года – убито 20 человек; исполнители: ВОЛКОВ, ТРЫНДИН [ТРЫНДИН Валентин Григорьевич], ПОЧУФАРОВ, ЗАЙЦЕВ [ЗАЙЦЕВ Иван Дмитриевич].
Дополнительно – проверить на “гастольность” ВОЛКОВА по расстрелам на территориях:
- В ноябре 1937 года ВОЛКОВ был в командировке в Славгороде – прояснить характер работы в Славгороде (инструктаж районного отделения НКВД / расстрелы?)
Сбор материала продолжается. Содержание данного раздела будет обновляться. Всем кто располагает какой-либо информацией в отношении означенного лица просьба связаться с нами.
Последнее обновление: Четверг, 21 марта, 2024 в 22:23
Решаемая задача [ сейчас ] – поднятие из российских архивов данных сотрудников НКВД и политического руководства СССР, принимавших участие в массовых убийствах 1937-1938 годов.
Помогите нам продолжать работу в экстремально сложных условиях современной России